← Главная

Предисловие автора

      В этом произведении нет ни одного выдуманного факта – такого, который не был бы мною почерпнут из окружающей действительности 30-х и 40-х годов.

                                                                                                                              И.В. Головкина.  1957 -1962 гг.

 

 

 

Предисловие внука автора

      Автор этой книги - человек нелегкой и трагической судьбы. Да и могли ли быть в России, в XX веке, легкие судьбы? Революция, го­ды террора, война нанесли людям незаживающие раны, которые не лечи­ло время. Жизнь текла под знаком безнадежности: старого не воротишь, новое во всех его проявлениях не принимает душа. Сердце осталось в той, старой России. Ее образ, отдаленный несколькими десятилетиями кош­мара, ассоциировался с детством, мирной, согласной, гармоничной жиз­нью, где все было так, как должно быть у людей. Все искажения, неспра­ведливости прошлого бледнели, просто растворялись перед лицом разра­зившихся вдруг катаклизмов.

      Ирина Владимировна Головкина, урожденная Троицкая, родилась 6 июня 1904 года (по новому стилю) в петербургской дворянской семье. Событие это произошло в имении Вечаша, в Псковской губернии. Дом и усадьбу имения много лет снимал как дачу дедушка Ирины Владими­ровны по материнской линии, великий русский композитор Николай Ан­дреевич Римский-Корсаков. В Вечаше Николай Андреевич написал семь из своих пятнадцати опер. В те дни, когда родилась очередная внучка, композитор работал над «Сказанием о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Эта опера стала наиболее значимой для Ирины Владимиров­ны и, впоследствии, для членов ее собственной семьи.

      В зимнее время семья Римских-Корсаковых перебиралась в Петер­бург, в дом 28 на Загородном проспекте. Родители Иры Троицкой, Вла­димир Петрович и София Николаевна, урожденная Римская-Корсакова, снимали квартиру в том же доме, где жил и Николай Андреевич. София Николаевна была чрезвычайно привязана к отцу, помогала ему в работе, переписывая бесконечные ноты, и даже участвовала в составлении либ­ретто к опере «Кащей бессмертный». Она хорошо пела, но до кончины Николая Андреевича выходить на сцену не осмеливалась. Кажется, лишь в 1914 году в газетах впервые напечатали короткое, но лестное резюме о ее выступлении.

      Владимир Петрович в свое время закончил юридический факультет Санкт-Петербургского Университета и служил по своей специальности. Его отцом был генерал Петр Архипович Троицкий - участник нескольких  военных кампаний, в том числе русско-турецкой войны 1877-1878 годов, где он еще в чине полковника осаждал город Плевну. У Владимира Петро­вича были замечательные сестры. Одна из них, Евгения Петровна Троиц­кая, закончила Медицинский институт в Милане, затем женский Медицин­ский институт в Петербурге и отправилась на должность земского врача в сибирскую деревню, где провела пять лет до начала 1-й Мировой войны. Такие люди становились идеалом для подрастающей Ирины Троицкой.

      По словам бабушки, годы до революции 1917-го были счастливей­шими временами ее жизни. Наступление каждого нового дня наполняло ее радостью. В 1907 году Николай Андреевич Римский-Корсаков купил имение Любенск, которое находилось возле Вечаши, на расстоянии при­мерно одной версты. С этого времени сильно разросшаяся семья компози­тора стала проводить летний сезон уже здесь.

      Первые осознанные воспоминания о природе, которую Ирина Вла­димировна очень любила и за которой всегда зорко наблюдала, относятся к окрестностям Любенска. Научившись читать и писать, девочка стала вести дневники, которые наполнились многочисленными сведениями о цветах, расцветших в такой-то день и произраставших в таких-то усло­виях, о разнообразных видах птиц, прилетевших такого-то числа и свив­ших себе гнезда в усадьбе. Все деревья и гнезда на них были пересчитаны и находились под детским наблюдением. Поведение коров, собак, индю­ков подвергалось психологическому осмыслению. Положение животных находило живой отклик в душах Ирины и Людмилы Троицких и их ку­зенов. В дневниках содержалось немало описаний разных хозяйственных дел и занятий. Описывается, например, семипольная система посевов, способ пересадки пчел в другой улей, сенокос и так далее. В наше время эти рассказы двенадцатилетней девочки читаются как что-то весьма по­знавательное и вместе с тем трогательное, а иногда забавное.

      Пробы пера не ограничились одними дневниками. Под впечатлени­ем увиденного и переживаемого появились попытки писать художествен­ные сочинения. Одно из них под названием «Крестьяночки» включает около двадцати глав-«картинок», объединенных общим сюжетом, и пове­ствует о жизни крестьянских и помещичьих девочек. Повесть написана с натуры: так и виден Любенск; речь детей и взрослых, крестьян и бары­шень типична. Произведение было напечатано в домашних условиях в 1919 году.

      В Петрограде, в зимнее время года, бабушка с младшей сестрой Людмилой посещали гимназию Стоюниной, «в двух шагах от дома» на Кабинетской улице (ныне ул.Правды). Рядом с женской гимназией, на другой стороне улицы, на углу Кабинетской и Ивановской улицы (ныне Социалистической), находилась мужская гимназия (ныне школа № 321), где учились внуки Стоюниной: Борис и Владимир Лосские, сыновья известного русского философа. Борис и Ирина были сверстниками, часто встречались на детских праздниках и просто на улице, когда выходили из стен своих гимназий. В 1922 году семью Лосских вместе с семьями других крупнейших ученых и философов выслали из России. Бабушка ходила провожать их пароход, чтобы проститься с другом детства. Могли ли они думать, что их пути снова пересекутся уже в 60-е годы? Борис Ни­колаевич участвовал во французском движении Сопротивления, сидел в фашистском концлагере и выжил, бабушка уцелела в годы массовых ре­прессий и блокады. Ни о какой переписке в эти десятилетия не могло ид­ти и речи. Письма, дружественные визиты возобновились с середины 60-х годов и продолжились вплоть до 90-х.

      Во время своих детских прогулок по городу бабушка не раз видела проезжавшую карету Государя и самого стоящего в ней Императора с На­следником, приветствовавших остановившийся и раскланивающийся на­род. Воспоминания об этих встречах и, вообще, всякие упоминания о цар­ственных особах были всегда исполнены у нее глубокого к ним уважения и высокого почтения.

      «Грянула матушка революция», - для кого-то долгожданная, а для кого ворвавшаяся непрошенная гостья, принесшая неисчислимые страда­ния. Голод, безработица, унижения, тревоги омрачили дальнейшую жизнь. Но они не могли изменить устоев этой жизни - напротив, как ле­дяная вода закаляет горячую сталь, катастрофы революции только закон­сервировали, укрепили в некоторых людях принципы аристократизма, разожгли угасавшую было православную веру, пошатнувшуюся любовь к царям. Такой настрой сформировался в семье Троицких и во многих других семьях того же круга. Явилась некая внутренняя сознательная и бессознательная оппозиция всем веяниям новой эпохи.

      У Ирины Владимировны выковался характер человека, пришедше­го в этот мир из прошлого. Ее идеалом стали представители далеких эпох, такие как Жанна Д'арк, святые благоверные КНЯЗЬЯ, преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский и вообще люди, исполненные благородства, не допускавшие грубости, какого-либо нечестия. Кто-то старался «перекраситься», слиться с общей массой, а ей наоборот всегда нужно было подчеркнуть свою принадлежность к той старине, которая теперь везде высмеивалась и попиралась. В такой жизненной позиции нельзя не отметить составляющей той самой «классовой борьбы», о кото­рой столько говорили большевики, но только со стороны представителя побежденного класса. Осознавая недопустимость классового подхода в жизни, бабушка все же была несвободна от него. Она являла собой яр­кого представителя своего класса, гордилась им и по-своему вела классо­вую борьбу. До конца жизни ни в осанке, ни в манерах, ни в разговоре, ни в одежде, ни в обстановке комнат, ни в чем она не могла допустить советский стиль и вместе с тем развязность, небрежность, грубость. Все, что ее окружало, было принесено из старины и жило здесь и сейчас сво­им порядком, без налета ущербности или недостаточности.

      Окончив в 1922 году 10-ю Единую Трудовую школу, так стала на­зываться к этому времени гимназия Стоюниной, Ирина Владимировна занималась еще несколько лет в музыкальной школе для взрослых по специальности фортепиано. В те годы в Ленинграде, при Крестовой церк­ви Александро-Невской Лавры, возникло православное братство, объеди­нившее религиозную молодежь. Одним из его активистов был родствен­ник Ирины Владимировны, выпускник Пажеского корпуса, Николай Иванович Цуханов, который впоследствии, в 1927 году был репрессиро­ван и отбывал срок в Соловецком монастыре за участие в братстве. Че­рез Николая Ивановича сестры Троицкие тоже вступили в его состав и участвовали в работе.

      Девушкам очень хотелось поступить в Университет, но это стало де­лом почти неосуществимым. Как только открывались анкетные данные, выяснялось происхождение, разговор с абитуриентом заканчивался. В 1927 году открылись Высшие Госкурсы Искусствоведения при Инсти­туте Истории Искусств, где требовались только справки с места работы. Воспользовавшись лазейкой, Ирина Троицкая поступила на словесное отделение курсов, где и училась два года. В сентябре 1929 года она уже состояла слушателем Фонетической Школы Новых Языков при Научно-Исследовательском Институте сравнительного изучения Литератур и Языков при Ленинградском Государственном Университете. Здесь ее на­учным руководителем стал профессор Перетц. Бабушка писала под его ру­ководством курсовые работы, рефераты, посвященные древне-русской ли­тературе, летописям. Профессор отметил способности новой студентки и как-то раз в шутку заметил: «Все бы хорошо, да вот беда - она хоро­шенькая! Терпеть не могу хорошеньких: сейчас выскочат замуж, а про­фессорская забота останется втуне».

      В 1932 году в институте прошли «чистки». Тучи сгустились над го­ловой студентов и преподавателей. Студентку Троицкую отчислили с III курса за деда-генерала. Вскоре репрессиям подвергся и профессор Перетц. В это время у бабушки появилось грустно-шуточное стихотворение, кото­рое в романе принадлежит одному из героев:

 

      Пра-пра-прадедушки, вы эполетами

      Вовсе нас сгоните с белого свету...

 

      В 1934 году Ирина Владимировна вышла замуж за Капитона Васи­льевича Головкина, в прошлом царского офицера, штабс-капитана, Геор­гиевского кавалера, участника 1-й Мировой войны. Капитон Васильевич родился в 1895 году и происходил из Рыбинских купцов-заводчиков. Он окончил Коммерческое училище в Рыбинске и в 1912 году поступил в По­литехнический институт в Петербурге, видимо с той целью, чтобы в даль­нейшем работать на металлургическом заводе, который принадлежал его семье. Когда в 1914 году началась война, он оставил свой институт и по­ступил во Владимирское военное училище в Петербурге на ускоренный офицерский курс и к 1916 году, а может быть в конце 1915 года, оказал­ся на фронте, под Двинском (ныне г.Даугавпилс в Латвии). Он оказался способным, храбрым и идейным офицером: командовал «ротой смерти» 141 Можайского пехотного полка, выступал за «войну до победного кон­ца», за печально известное июльское наступление 1917 года он был на­гражден солдатским Георгиевским крестом 4 степени.

      У бабушки сохранился приказ по 141 полку за 17 августа 1917 года. В нем написано: «5 роты Шт-Кап. Головкин Капитон Васильевич № 770830 в бою у дер. Голодайки «Золотая Горка» 10 июля сего года при нашем на­ступлении, командуя 5 ротой, которая вся почти состояла из новобранцев, только что прибывших на фронт, несмотря на губительный огонь против­ника, шел впереди роты, ободряя солдат примером личной храбрости и мужества. Подойдя к проволочным заграждениям противника, первым бросился на штурм, увлекая за собою солдат. Когда губительный огонь про­тивника выбил большую половину солдат роты смерти, оставшихся присо­единил к себе и несколько раз под сильным огнем противника бросался в атаку, но ввиду неуспеха по приказанию отступил в свои окопы».

      Вполне понятно, что такой офицер должен был стать идейным про­тивником фронтовых революционных групп, одна из которых, встречаясь тайно на своих собраниях, постановила «убить или уничтожить Головки­на Капитона Васильевича, олицетворяющего собой доблесть царского офи­цера». В него стреляли сзади во время боя, пытались расправиться, когда Капитон Васильевич случайно вошел в блиндаж, где собирались револю­ционеры. Однако находчивость его вестового, Михаила Филиппова и соб­ственная быстрая реакция спасли его. Выхватив револьвер и обнажив саб­лю ранее своих врагов, Капитон Васильевич сковал их движения страхом быть убитыми на месте. В это же время вестовой, который не был замечен революционерами, успел скрыться и позвал товарищей по оружию.

      Невозможно изложить здесь множество происшествий из жизни Капитона Васильевича, они могли бы лечь в основу целой повести, но из сказанного видно, что он явил собой образ героя, какого много лет жда­ла Ирина Владимировна, отказывая другим потенциальным женихам. Капитон и Ирина венчались в церкви Симеона и Анны на Моховой улице. В 1936 году у них родился сын Кирилл.

      В 30-е годы Капитон Васильевич работал на Ленинградских заводах, в литейных цехах как инженер-технолог. Время от времени некоторых работников обвиняли во «вредительстве» и они пропадали в застенках НКВД. Немногие люди позволяли себе тогда общаться или, того пуще, по­могать их родным. Среди этих немногих был и Капитон Васильевич. Не раз он сам оказывался на краю бездны, но на удивление все кончалось благополучно. Счастливые годы жизни прошли таким образом в напряже­нии, в ожидании чего-то страшного. Врач находил нервную систему Ка­питона Васильевича совершенно истощенной.

      В начале 1941 года Ирина и Людмила закончили курсы рентген-техников и поступили на работу в глазную поликлинику при Институте черепных ранений на Моховой улице. Это новое поступление стало судь­боносным, так как впереди была война и блокада Ленинграда. Капитон Васильевич, анализируя ситуацию, заранее предвидел события: говорил, что будет война с Финляндией, что «будем делить с Гитлером Польшу», что не избежать войны с Германией. Когда началась Великая Отечествен­ная война, Капитон Васильевич ушел на фронт, а семья оставалась на летнем отдыхе в Вырице, в доме его брата Николая Васильевича Головки­на. В начале августа они приехали в Ленинград, чтобы не выезжать из него до конца войны.

      В первую блокадную зиму совершенно неожиданно подверглась ре­прессиям сестра бабушки, Людмила. Ее вызвали в «большой дом» и пред­ложили подписать заведомо ложные показания против ее подруги Конопатской. Получив отказ, следователь сказал, что тогда вышлют из города ее саму. Так и случилось: Людмила Владимировна отправилась в ссылку из блокадного города. Очень скоро, в мае 1942 года, из Тюмени прислали серую бумажку с надписью: «Троицкая умерла». Она была тихим, крот­ким человеком, за всю жизнь не причинившим никому зла; писала сти­хи, играла на фортепиано. Между тем даже в 60-70-е годы бабушке было отказано в ее реабилитации.

      Одновременно с высылкой Людмилы пришло распоряжение поки­нуть Ленинград и Софии Николаевне. Она должна была отправиться на вольное поселение в Красноярский край. Тогда Ирина Владимировна по­шла в Смольный и сказала: «В 1905 году Николай Андреевич Римский-Корсаков заступился за революционных студентов Консерватории, его да­же уволили тогда за это с работы, а теперь за это вы хотите выслать его дочь?» Такого аргумента, видимо, не ожидали, София Николаевна оста­лась дома, ей было в эту пору уже 65 лет.

      У семьи не было вопроса об эвакуации. София Николаевна, напри­мер, не мыслила себе, что можно оставить родной дом, где она хранила часть вещей и обстановки своего отца, где была его бывшая квартира, из которой по ее убеждению нужно было сделать музей. Создание музея-квартиры на Загородном проспекте было ее заветной мечтой. Уехать и ос­тавить все на произвол судьбы не представлялось возможным. Естественно, что и дочери придерживались подобных взглядов, тем более, что они не согласились бы расстаться друг с другом, особенно перед лицом грозной опасности. Пережив большую часть блокады, София Николаевна умерла от голода 23 июля 1943 года.

      Поликлиника, в которой работала Ирина Владимировна, в дни бло­кады превратилась в военный госпиталь, куда направляли раненых в об­ласть глаз защитников города. После высылки сестры Людмилы бабуш­ка оказалась здесь единственным рентген-техником. Это обстоятельство с одной стороны делало ее незаменимой, а с другой - чрезвычайно востре­бованной. Большую часть суток она проводила на службе и с замирани­ем сердца шла домой, не зная, живы ли ее пятилетний сын и мать. Ино­гда, невзирая на бомбежку, она бежала по пустым улицам домой. Один раз ее догнал милиционер, приказывая: «Гражданка - в бомбоубежище!» Она объяснила: «У меня там маленький сын и старая мать!» - и он не стал ее больше задерживать.

      Первое время при объявлении воздушной тревоги семья спускалась в убежище, потом предпочитали оставаться дома, на верхнем этаже. Ес­ли погибнуть, то уж всем вместе и с домом. Некоторые не понимали это­го стремления во что бы то ни стало быть всем вместе. Бабушку уговари­вали отдать сына в детский сад, где бы его стали лучше кормить и он был бы в большей безопасности, уговаривали отправить его в эвакуацию. Все это было бесполезно. Разлука ассоциировалась с концом. Когда Ирина Владимировна заболела желтухой, и ее хотели госпитализировать, она вырвалась и убежала домой, зная, что без нее семья погибнет. Ей пошли навстречу и разрешили болеть дома.

      Чтобы выжить при таком страшном голоде, бабушка время от време­ни рисковала и носила что-нибудь из вещей на «черный рынок», где про­давали еду. Два раза при этом она попадала в облаву: ловили всех, и кто продавал, и кто покупал хлеб. Один раз она выскочила из оцепления под брюхом лошади, другой раз впряглась в упряжку с мусором, которую тащили по улице девушки-дворники, которые укрыли ее, выдав за свою.

      Как-то раз в здание госпиталя попала бомба. Пробив два этажа, она остановилась в операционной, где убила хирурга и двух медсестер и оста­лась лежать, тикая часовым механизмом. Весь персонал, сохраняя хлад­нокровие, переносил и переводил раненых в находящееся рядом здание театрального училища. Бомбу удалось обезвредить, а госпиталь вернулся на свое место. Бабушка с гордостью вспоминала, что в годы блокады не видала в городе паники.

      16 июня 1942 года в Московской области, в районе станции Шахов­ской, погиб Капитон Васильевич. Как говорилось выше, летом 1943 года умерла от голода София Николаевна. Семья из пяти человек потеряла троих. В семьях родственников также было много потерь. Радость победы смешалась с горечью утрат. Впоследствии бабушка не хотела видеть фильмы о войне, не могла слышать звуки сирены, не могла разделить мгновения праздника Победы. В этот день ей хотелось больше тишины, чем поздравительных речей и грохота салюта.

      Итак, Ирина Владимировна с сыном остались после войны вдвоем. Все душевные силы последующих лет были направлены на его воспита­ние и образование. Кирилл закончил школу с серебряной медалью, вы­учил два языка, хорошо играл на фортепиано. После окончания матема­тического факультета Ленинградского Университета работал в математи­ческом институте (ЛОМИ), стал известным в научных кругах ученым.

      Несмотря на безупречную работу в медицинском учреждении, пре­вратившимся вновь из госпиталя в глазную поликлинику (ныне «Глазной центр на Моховой»), в 1951 году Ирину Владимировну уволили с долж­ности рентген-техника, так как у нее не было соответствующих «коро­чек» об окончании медучилища. Ее, прошедшую войну, еще не пенсио­нерку, безошибочно к тому времени, лучше врача, определявшую по снимку патологию или инородное тело, имеющую более двадцати пись­менных благодарностей, медали, решили заменить на специалиста с дип­ломом. Конечно, это усугубило в дальнейшем и без того хронически труд­ное материальное положение.

      У Ирины Владимировны было много друзей, и все они, конечно, бы­ли представителями ее «бывшего» класса. Некоторые из них в 50-е годы имели «минус». Это значило, что они не имели права появляться в Ле­нинграде и некоторых других городах. Рискуя подвергнуться наказанию, бабушка принимала их в своем доме, в коммунальной квартире, иногда по несколько дней. Так у нее гостила Тамара Николаевна Римская-Кор­сакова, жена троюродного брата, Воина Петровича Римского-Корсакова, который долго пробыл в заключении, использовался как военный специ­алист, а потом был расстрелян в 1937 году. Сама Тамара Николаевна мно­го лет провела в заключении и, получив «минус», жила в Луге. В таком же положении, все в той же Луге, жила другая подруга - Екатерина Кон­стантиновна Лившиц, жена репрессированного поэта Лившица. Она тоже тайком приезжала в Ленинград. Летом бабушка с сыном (моим отцом) на­носили ответные визиты. Среди друзей было немало и других людей, про­шедших лагеря, тюрьмы, ссылки, аресты, допросы. Эти уцелевшие в ис­пытаниях люди и их родные образовывали некую среду, объединенную старыми, еще дореволюционными связями, воспитанием, образованием, общностью судеб, взглядов и интересов.

      Кончилось время лихолетья, прекратились массовые репрессии, жизнь внешне успокоилась, но не собиралась меняться советская идеоло­гия, не могло поменяться и мировоззрение людей, любивших Россию и ее традиции. В качестве лекарства, видимо, предполагалось забвение всего, что было с ними связано. О многих вещах решили просто забыть - так, как будто их никогда и не было. Народ должен был постепенно погру­зиться в глубокий душевный сон. Но не заснули и ничего не забыли те, кто много пережил, испытал и не сломался. Таких людей оказалось не­мало. Что касается Ирины Владимировны, то она, ее семья и квартира, оставались островком, где жила дореволюционная Русь не только внешне, но и внутренне.

      Трудно теперь назвать точную дату, когда Ирина Владимировна на­чала писать свой роман. Несомненно, он вынашивался и обдумывался ею давно, так как бабушка была очень склонна к литературному творчеству еще с детства, да и будучи взрослой писала разные короткие заметки, стихи. В 1958 году было уже написано несколько глав. Разгар работы пришелся на 1959-1960 годы. Как раз в это время Ирина Владимировна стала бабушкой и должна была нянчиться с новорожденной внучкой. Ра­ботать приходилось урывками, но несмотря на это бабушка писала сразу чистовой вариант. Ей не нужно было ждать вдохновения, искать какие-либо формы, долго думать над последовательностью изложения. Она про­сто брала «вставочку»[1] и писала, писала, пока маленькая внучка не тре­бовала ее внимания к себе.

      Роман читали близкие люди, читали подруги. Иногда бабушка скрывала свое авторство и давала читать рукопись как переданный ей кем-то самиздат. Однако друзья тотчас понимали, кто автор, и по типич­ному слогу, и выражениям, и по идейному наполнению, и по конкретным фактам из жизни героев, о которых они могли слышать ранее от самой Ирины Владимировны применительно к реальным людям. Бабушка посто­янно твердила, что в романе нет ни одного вымышленного факта, даже са­мого мелкого или незначительного. Решительно все, до мелочей, было в реальной жизни. Потому-то, видимо, он и был написан на одном дыха­нии, хотя и в условиях, когда нелегко было сосредотачиваться.

      При всей своей документальности роман все же стал жить жизнью художественного произведения, а не простой хроникой реальных событий. Образы героев, конечно, имеют свои прототипы, связь с которыми очень сильна и ощутима, - так прообразом Елочки стала двоюродная сестра Ирины Владимировны, Вера Михайловна Римская-Корсакова. Однако ав­тор избежал простой кальки, изображения «один к одному». Все герои обрели в произведении самостоятельную жизнь, получили художественное воплощение, не всегда и не во всем воспринимаются как их прототипы. Некоторые образы собирательны. В некоторых случаях - наоборот, факты из жизни одного человека распространяются на нескольких героев. Обра­зы Аси и Олега можно спроецировать на автора и Капитона Васильевича, хотя последнему принадлежат черты и эпизоды из жизни Валентина Платоновича, и так далее.

      Не стоит теперь тревожить людей параллелями, тем более, что они зачастую могут быть чисто субъективными. Важно, что с появлением ро­мана родились новые герои, отличающиеся от реальных людей, но имею­щие схожие биографии; сильно их напоминающие, но не посягающие на зеркальное отображение, не врывающиеся в их жизнь. Несомненно, что в этом сочетании художественных образов с одной стороны и докумен­тальности содержания с другой также проявился литературный дар авто­ра, хотя это может быть замечено только людьми, хорошо знавшими Ирину Владимировну и ее окружение.

      Книга была напечатана на машинке в нескольких экземплярах и ходила по рукам избранных читателей. Интересно, что в 1973 году ба­бушке удалось устроить на хранение один из экземпляров романа в Госу­дарственную Публичную Библиотеку. Рукопись была положена в сейф с условием, что откроют его через 30 лет! Это был расчет на то, что через такой срок автора уже не будет в живых, а времена изменятся, и роман можно будет напечатать. Ирина Владимировна была уверена, что вскоре после ее кончины роман опубликуют. Так и случилось. Она скончалась 16 декабря 1989 года, а в 1992 году роман (его журнальный вариант) был на­печатан в девяти номерах журнала «Наш современник», затем он вышел и отдельной книгой, стотысячным тиражом, в 1993 году.

      В настоящем издании читатели впервые познакомятся с оригиналь­ным текстом романа, не подвергшемся редактированию и сокращениям, которые имели место в журнальном варианте. Здесь рельефнее очерчива­ются побочные сюжетные линии, становятся понятными отдельные эпи­зоды, которые были неясны в журнальном тексте из-за пропусков, пред­стают в неизменном виде лексика, обороты речи, образные выражения, характеризующие не только индивидуальный стиль автора, но и язык его эпохи. Читатель, знакомый с предыдущими изданиями романа, обнару­жит эти отличия в тексте буквально с первой строки.

      Последние десятилетия жизни бабушки оказались тоже нелегкими. В 1969 году, в расцвете своего таланта, в 33 года, скончался от лейкемии ее сын. На долгие годы это осталось незаживающей душевной раной. Не­смотря на удары судьбы, Ирина Владимировна живо интересовалась ли­тературой, много читала и даже путешествовала: четыре раза ездила во Францию, где у нее были друзья детства и знакомые французы, с кото­рыми она познакомилась в Ленинграде. Когда бабушка приезжала из этих путешествий, ее просили рассказать об увиденном. Тогда многие узнали ее как удивительного рассказчика. Бабушка любила читать вслух внукам, и это оставило неизгладимые впечатления. Она умела читать так, что со­держание книги казалось сиюминутной реальностью и переживалось очень остро. Бабушка рассказывала нам о таких вещах, о которых боль­шинство людей не имело тогда представления. Лет в десять мы знали правду о коллективизации и массовых репрессиях, о войнах, гонениях за веру и так далее, и так далее.

      Когда стали организовываться музеи Николая Андреевича Римского-Корсакова, бабушка вместе с другими внуками композитора участвовала в этой работе. Она передала в музей вещи, сохраненные ее матерью, на­писала переданные ей устно, матерью же, воспоминания о Николае Анд­реевиче, составила по памяти подробный план разоренной усадьбы в Любенске. По этому плану и планам других родственников реставраторы смогли восстановить усадьбу в том виде, в каком она была до революции.

      Ушло из жизни поколение, родившееся в начале XX века. Это по­коление передало нам из первых уст те устои, обычаи, традиции, кото­рые утверждались в России веками. Люди этого возраста, в большинстве своем, будь то дворяне или крестьяне, или другие социальные группы, де­лали все еще по старым заветам, оставленным нам предками. Это было поколение, носившее еще в полноте «русский дух». Его они пронесли че­рез все время прямых и скрытых гонений на православную веру, они бы­ли последним поколением-носителем традиционной народной культуры, впитанной с молоком матерей, они говорили еще на настоящем чистом русском языке. Пусть эта книга увековечит их память и поможет нам по­мнить свою страшную, но славную историю, поможет осознать проблемы современности, ведь прошедшее приводит нас к настоящему.

Николай Кириллович Головкин,

ноябрь 2007 г.

 

 
 
 

 
 

 
 
 

 
 
 

[1] Так называли в то время шариковую ручку.

 





А.И. Солженицын
Отзывы читателей












Обратная связь





Бесплатный хостинг uCoz